МДС 81-42.2008 Методика определения стоимости создания произведений изобразительного искусства на территории Российской Федерации

РАЗРАБОТАНА: Федеральным государственным учреждением "Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов" (Е.Е.Ермолаев) совместно с некоммерческой организацией "Художественный фонд Союза художников России" (Ж.В.Орловская).


РАССМОТРЕНА: Управлением строительных программ Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству и некоммерческой организацией "Художественный фонд Союза художников России".

ПРЕДНАЗНАЧЕНА: для составления сметной документации для оценки стоимости создания произведений изобразительного искусства на территории Российской Федерации.

ВВЕДЕНА В ДЕЙСТВИЕ: Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (письмо от 08.04.2008 г. N ВБ-1381/02-1)

ВВЕДЕНИЕ


Методика определения стоимости создания произведений изобразительного искусства на территории Российской Федерации (далее - Методика), разработана в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации на основе методических и нормативных документов, предусмотренных сметно-нормативной базой ценообразования в строительстве 2001 года. В практической части Методики использованы материалы "Практического пособия определения стоимости создания произведений изобразительного искусства"* (Москва, 2001) и соответствующие документы федерального и регионального уровней.
________________
* Документ временно не приводится. За дополнительной информацией обратитесь по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

Методика предназначена для определения сметной стоимости работ по созданию произведений изобразительного искусства: станковой живописи и станковой графики, монументально-декоративных произведений в различных техниках, монументальной, монументально-декоративной и станковой скульптуры, монументальной живописи, произведений декоративно-прикладного искусства, плаката, сценографии, художественного проектирования и художественного конструирования и др., а также расчетов за выполненные работы, финансируемых с привлечением средств государственного бюджета всех уровней и государственных внебюджетных фондов, а также внебюджетных источников финансирования.

В данной методике рассматриваются разделы: монументальной и станковой скульптуры, монументальной живописи (мозаика, витражи, роспись, фреска и т.д.), художественного проектирования и художественного конструирования.

Положения, приведенные в Методике, предназначены для применения всеми предприятиями, занимающимися созданием произведений изобразительного искусства на территории Российской Федерации, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности.

Методика предусматривает оценку всех этапов создания произведения изобразительного искусства от подготовительных работ до изготовления произведения в "материале", включая доставку к месту установки и монтаж произведения изобразительного искусства.

I. Общие положения

1.1. При строительстве общественных зданий и сооружений таких как: театры, музеи, выставочные комплексы, стадионы, мемориальные сооружения и др. возникает необходимость оценки стоимости создания скульптур, витражей, панно, барельефов, объемных и пространственных композиций, монументальной живописи и т.д., учитываемой в составе проектной документации. Действующая система ценообразования и сметного нормирования в строительстве не позволяет производить оценку стоимости создания произведений изобразительного искусства с учетом их художественной ценности.

1.2. В соответствии с действующей Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации средства на выполнение работ, связанных с созданием на объектах строительства архитектурно-художественных произведений в натуре силами творческих организаций, включаются в графу "прочие затраты" сметных документов (графа 7 главы 2 сводного сметного расчета стоимости строительства или графа 7 объектной сметы).

1.3. Настоящая Методика содержит сметные расценки на создание произведений изобразительного искусства, сформированные на основании цен на ресурсы, сложившихся на 01.01.2000 г.

1.4. В связи со спецификой определения затрат по созданию произведений изобразительного искусства расценки, приведенные в Методике, имеют структуру стоимостных показателей, отличную от структуры федеральных единичных расценок ФЕР-2001 на строительно-монтажные работы.

1.5. Методика предназначена для использования организациями, независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности, осуществляющих строительство и создание произведений изобразительного искусства с привлечением средств государственного бюджета всех уровней и государственных внебюджетных фондов, а также внебюджетных источников финансирования.

1.6. Методика разработана с учетом действующего законодательства Российской Федерации в области авторских и смежных прав.

1.7. При строительстве общественных зданий и сооружений художественное оформление является неотъемлемой частью проекта.

II. Общие сведения о действующей системе ценообразования в изобразительном искусстве

2.1. Создание произведений изобразительного искусства - станковой живописи и станковой графики, монументально-декоративных произведений в различных техниках, монументальной, монументально-декоративной и станковой скульптуры, монументальной живописи, произведений декоративно-прикладного искусства, плаката, сценографии, художественного проектирования и художественного конструирования и др. (далее - Произведение) - начинается с письма-заявки заказчика, направляемого в дирекцию Некоммерческой организации "Художественный фонд Союза художников России" (далее - Художественный фонд). В заявке указывается характер Произведения, срок его создания, общий замысел композиции и ориентировочная сумма средств, планируемая заказчиком на данные цели.

2.2. На основе письма-заявки заказчика Художественный фонд оформляет договор на создание Произведения, в котором определяются его параметры, сроки и этапы его создания, договорная цена, рассчитанная на основании сметной документации, составленной с учетом положений настоящей Методики.

2.3. Художественный фонд согласовывает автора или авторский коллектив, которым поручается создание произведения изобразительного искусства на условиях договора подряда, определяет организацию или специалистов, которые необходимы для исполнения Произведения в материале, и заключает с ней договор подряда.

2.4. Организация создания Произведения в материале осуществляется следующими способами:

- авторское исполнение (силами автора или авторского коллектива) без привлечения специализированных организаций;

- исполнение Произведения с привлечением специализированных организаций и необходимых профильных специалистов.

2.5. Создание произведений изобразительного искусства осуществляется в несколько этапов проработки и оценки: форэскиз, эскиз, масштабный картон, картон (калька-шаблон), рабочая модель, модель в натуральную величину, исполнение в материале, монтаж.

При создании эскиза может быть разработано несколько вариантов Произведения. Количество разрабатываемых вариантов Произведения предусматривается в договоре на его создание или определяется дополнительным соглашением сторон.

2.6. Для каждого вида изобразительного искусства существует свой порядок выполнения этапов работ, соответствующий применяемой технологии создания Произведения.

На каждом этапе разработки Художественно-экспертный совет Художественного фонда проводит художественную экспертизу и подтверждает оценку Произведения, по результатам которой принимает решение о принятии выполненного этапа работ или о необходимости его доработки.

2.7. Выполнение Произведения в проектной величине в заданном материале должно осуществляться после утверждения Художественно-экспертным советом проекта в полном объеме.

Законченное Произведение принимается на заседании Художественно-экспертного совета.

2.8. Художественная экспертиза произведений предусматривает соответствие концептуального решения и профессионального исполнения данного Произведения (или его отдельного этапа) и подтверждает размер авторского вознаграждения в соответствии с Правилами определения стоимости создания произведений изобразительного искусства, художественного проектирования и конструирования, приведенными в главе IV настоящей Методики.

2.9. Правила определения стоимости создания произведений изобразительного искусства, художественного проектирования и конструирования относятся к отраслевым (ведомственным) сметным нормативам (в соответствии с действующей Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации).

III. Общие положения по определению стоимости создания произведений изобразительного искусства

3.1. Методикой определяются размеры авторского вознаграждения за создание Произведений художниками-профессионалами, имеющими специальное художественное образование.

Стоимость работ по созданию Произведения в авторском исполнении включает авторское вознаграждение (гонорар), расходы, связанные с изготовлением Произведения "в материале", государственные налоги, сборы и прочие затраты.

При создании произведений изобразительного искусства ставки авторского вознаграждения (гонорара) учитывают расходы, непосредственно связанные с выполнением работ автором (авторским коллективом).

3.2. Расценками (таблицы ОЕРх 81-06-01-2001) предусмотрены базовые ставки для расчета авторского вознаграждения (гонорара) за создание Произведений, которые приведены в главе IV настоящей Методики.

Размер авторского вознаграждения (гонорара) по решению Художественно-экспертного совета и по согласованию с заказчиком может быть увеличен с учетом конъюнктуры рынка, сокращения сроков выполнения Произведения и высокого престижа автора.

3.3. Затраты на авторский надзор при исполнении Произведения "в материале" ставками авторского вознаграждения не учтены и предусматриваются дополнительно в размере от 5% до 10% от размера вознаграждения за создание Произведения "в материале" в зависимости от объекта и сложности исполнения с учетом положений, изложенных в разделе IV настоящей Методики.

3.4. Затраты на авторское руководство учитываются в сметах дополнительно в размере от 10% до 20% от стоимости договора в соответствии с главами Методики.

Одновременный учет в сметной документации на одно и то же Произведение затрат на авторский надзор и авторское руководство возможен только в случае координации одним из авторов процессов исполнения произведений другими членами авторского коллектива в рамках одного комплексного объекта.

3.5. Ставки авторского вознаграждения (гонорара) применяются при определении стоимости создаваемого Произведения по договору с заказчиком, а также при установлении цены купли-продажи готовых Произведений.

3.6. Ставки авторского вознаграждения (гонорара) при создании произведений изобразительного искусства установлены в базовых ценах федеральной базы ценообразования (в уровне цен по состоянию на 01.01.2000).

3.7. Приведение базовой стоимости авторского вознаграждения (гонорара) в текущий уровень цен осуществляется с применением индексов изменения стоимости создания произведения изобразительного искусства, публикуемых Федеральным центром ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов в "Межрегиональном сборнике индексов пересчета сметной стоимости строительно-монтажных работ по субъектам Российской Федерации".

При определении стоимости создания Произведений изобразительного искусства в прогнозном уровне цен применяются соответствующие показатели "Сборника прогнозных показателей изменения стоимости строительства" на планируемый период.

3.8. В расходы на изготовление Произведения в материале включаются авторское вознаграждение (гонорар) с учетом материалов, производственные, накладные расходы организации-изготовителя и сметная прибыль.

3.9. Транспортные расходы, связанные с изготовлением и доставкой готового Произведения к месту установки (монтажа) учитываются в локальной смете на создание Произведения независимо от способа его исполнения на основе соответствующих расчетных обоснований. Компенсация указанных затрат производится по факту.

3.10. В случае, когда в создании Произведения участвуют более одного автора, авторское вознаграждение определяется за произведение в целом. Распределение авторского вознаграждения между авторами производится по их взаимной договоренности и оформляется соответствующими документами.

3.11. Созданные автором в процессе творческой работы эскизы, модели, проекты и другие подготовительные материалы являются его собственностью, если иное не предусмотрено договором.

3.12. В случае передачи эталона Произведения для воспроизведения, право собственности на него не передается.

3.13. При исчислении налоговой базы следует учитывать право налогоплательщиков, получающих авторское вознаграждение, на расчет профессиональных налоговых вычетов, установленных статьей N 221 "Профессиональные налоговые вычеты" части 2 Налогового кодекса Российской Федерации. Производственные расходы, превышающие 40% и 30% (указанные в Налоговом кодексе РФ) могут быть компенсированы по фактическим затратам на основании подтверждения соответствующими финансовыми документами.

3.14. При создании авторских повторов художественных произведений до 10 экземпляров вознаграждение устанавливается в размере до 100% от цены за создание оригинала Произведения, в зависимости от технологии изготовления и решения Художественно-экспертного совета.

3.15. Авторская реставрация (воссоздание) ранее созданных Произведений оплачивается в процентном отношении от стоимости создания Произведения в материале, определенной по настоящей Методике, в зависимости от объемов реставрационных работ.

3.16. Художественная экспертиза и оценка стоимости произведений изобразительного искусства, создаваемых на территории Российской Федерации, проводится Художественным фондом Союза художников России совместно с уполномоченными организациями.

3.17. Сметная документация по оценке стоимости создания произведений изобразительного искусства разрабатывается специализированными организациями.

3.18. Разногласия по вопросам применения отдельных положений настоящей Методики рассматриваются Федеральным центром ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов и Художественным фондом Союза художников России.

3.19. В случае создания уникального произведения изобразительного искусства, при подтверждении его уникальности Художественно-экспертным советом и согласовании с заказчиком, к стоимости всей работы по договору может быть применен повышающий коэффициент в размере до 1,5.

IV. Правила определения стоимости создания произведений изобразительного искусства, художественного проектирования и конструирования

4.1. Произведения монументально-декоративной живописи в различных техниках исполнения


Техническая часть

4.1.1. Настоящими Правилами определяются размеры вознаграждения за создание произведений монументально-декоративной живописи, связанных с архитектурно-пространственной средой в техниках: мозаика (римская и флорентийская), витраж, роспись (в различных техниках исполнения), маркетри, интарсия, фреска и другие.

4.1.2. Этапы создания Произведения:

- подготовительный этап;

- форэскиз, эскиз;

- картон, масштабный картон или калька-шаблон;

- рабочая модель, схема монтажа;

- подбор палитры;

- создание произведения в материале.

4.1.3. Размер вознаграждения автору (соавторам) за произведение определяется как сумма вознаграждений за отдельные этапы создания произведения. Подготовительный этап создания Произведения включает: ознакомление с заданием, получение и сбор необходимых материалов и документов, анализ особенностей объекта, обмер и фотографирование места установки Произведения или места производства работ. Подготовительный этап входит во все виды художественных работ. Вознаграждение за проведение подготовительных работ устанавливается в размере 25000 рублей (за каждое Произведение).

4.1.4. В случае необходимости, по согласованию с заказчиком, могут быть выполнены варианты эскиза, а также фрагменты будущего Произведения в материале, оплата за исполнение фрагмента в материале производится в соответствии с этапом N 5 данной Методики.

4.1.5. Площадь произведения определяется по его габаритным очертаниям, вписанным в простейшую геометрическую фигуру (круг, квадрат, треугольник, трапеция, ромб).

4.1.6. Порядок оплаты авторского надзора за техническими и вспомогательными работами определяется пунктом 3.3 данной Методики авторское руководство пунктом 3.4. и соответствующими пунктами главы IV настоящей Методики.

4.1.7. Для оценки стоимости исполнения Произведения в материале к расценкам применяются повышающие коэффициенты, учитывающие высотность и сложность поверхности, на которой производятся работы. Коэффициенты приведены в таблице N 1.

Таблица N 1

N
п.п.

Высота от пола

Повышающие коэффициенты к стоимости Произведения в зависимости от вида поверхности

Вертикальная ровная

Горизонтальная ровная (потолок, балка, кессон)

Криволинейная вертикальная

Криволинейная горизонтальная

1

До 3,5 м

1,0

1,2

1,1

1,3

2

Свыше 3,5 м

1,2

1,4

1,3

1,5


4.1.8. При выполнении работ непосредственно на архитектурной поверхности, на высоте свыше 3,5 м; на сферических, криволинейных и рельефных поверхностях к соответствующим расценкам применяются повышающие коэффициенты, приведенные в таблице N 1, строка 2.

4.1.9. При выполнении флорентийской и римской мозаики, витража, маркетри, интарсии и эмалей применяются повышающие коэффициенты, учитывающие сложность изготовления Произведения. Коэффициенты приведены в таблице N 2.

Таблица N 2

N п.п.

Техника исполнения

Коэффициенты, учитывающие сложность изготовления Произведения (количество деталей в 1 дм)

от 1 до 10

от 10 до 20

от 20 до 30

1

Флорентийская мозаика

1,3

1,5

2,0

2

Римская мозаика

1,0

1,3

1,5

3

Витраж

1,3

1,5

2,0

4

Маркетри, интарсия

1,3

1,5

2,0

5

Эмали

1,3

1,5

2,0



Этап 1. Форэскиз, эскиз

4.1.10. Форэскиз является первой стадией по созданию произведения монументально-декоративного искусства и заключается в разработке принципиального пластического и тематического предложения.

4.1.11. Вознаграждение за стадию форэскиза устанавливается в размере 12500 рублей. Форэскиз может быть представлен или в графическом (живописном) виде, или в объеме. При создании форэскиза или эскиза в объемном виде устанавливается вознаграждение с повышающим коэффициентом =1,2 по решению Художественно-экспертного совета.

4.1.12. Вознаграждение за стадию эскиз устанавливается в размере, указанном в таблице N 01-01. Эскиз может быть представлен как в графическом (живописном) виде, так и в объеме (макете). Вознаграждение за создание макета устанавливается дополнительно.

Таблица 01-01 (ОЕРх 81-06-01-2001)

Шифр расценки

Характеристика работы

Стадия разработки

Размер вознаграждения, руб.

01-01-01

Композиции живописные фигурные. Групповой портрет. Композиционный портрет, пейзажи, анималистика. Интерьер, натюрморт, орнамент, геральдика и др. композиции

Эскиз

50000



Варианты эскиза, выполненные по письменной просьбе заказчика, оплачиваются дополнительно в размере 60% от цены, установленной таблицей N 01-01 настоящей Методики, но не менее 25% от вознаграждения за эскиз.

4.1.13. В случае необходимости, кроме эскиза общего композиционного решения, автором могут быть разработаны эскизы фрагментов композиции, имеющих самостоятельное значение.

Вознаграждение за разработку эскиза фрагмента Произведения устанавливается дополнительно в размере до 25% от вознаграждения за основной вариант эскиза общего композиционного решения.

Этап 2. Картон, масштабный картон, калька-шаблон

4.1.14. Картон представляет собой цветное или черно-белое изображение будущего произведения в натуральную величину. Вознаграждение за создание Произведения на стадии картон определяется по таблице N 01-02, в зависимости от площади Произведения.

Таблица 01-02 (ОЕРх 81-06-01-2001)

Шифр расценки

Характеристика работы (стадия картона)

Единица измерения

Размер вознаграждения, руб.

01-02-01

Композиции фигурные, групповой портрет, композиционный портрет, пейзаж, анималистика, интерьер

1 м

5000

01-02-02

Натюрморт, орнамент, геральдика, композиции из геометрических форм

1 м

2500


4.1.15. Автор может совместить стадию картона со стадией выполнения Произведения в материале. При этом вознаграждение за создание Произведения определяется с учетом размера вознаграждения за стадию картона, заданного в таблице N 01-02.

4.1.16. Если картон выполняется непосредственно на архитектурной поверхности, при определении вознаграждения применяются коэффициенты, приведенные в таблицах N 1 и N 2.

4.1.17. Кроме картона в натуральную величину, по договоренности с заказчиком, может быть выполнен масштабный картон с дополнительной оплатой в размере 25% от вознаграждения за картон.

4.1.18. При разработке картонов для выполнения Произведений на сферических и других криволинейных поверхностях вознаграждение определяется с применением повышающего коэффициента =1,1.

4.1.19. За разработку при необходимости кальки-шаблона вознаграждение определяется дополнительно в размере 20% от суммы вознаграждения за картон.

Этап 3. Рабочая модель

4.1.20. В соответствии с характером Произведения вместо картона, кальки-шаблона автор может выполнять рабочую модель в масштабе не менее 1:5 и графическую схему расположения деталей при исполнении Произведения. Размер вознаграждения за разработку рабочей модели приведен в таблице N 01-03.

Таблица 01-03 (ОЕРх 81-06-01-2001)

Шифр расценки

Характеристика произведения

Стадия разработки

Размер вознаграждения максимальный, руб.

01-03-01

Композиции объемные, объемно-пространственные. Композиции со светом, решетки, люстры, интарсия

Рабочая модель

45000


4.1.21. Рабочая модель может быть выполнена в материале будущего Произведения, в этом случае применяется повышающий коэффициент =1,3 к значениям, указанным в таблице N 01-03.

4.1.22. Вознаграждение за схему исполнения определяется в размере до 25% от стоимости рабочей модели.

4.1.23. Особо сложные рабочие модели с включением многих техник исполнения, применением новых технологий, для сложной архитектурной ситуации оцениваются с применением повышающего коэффициента до =1,5 к расценкам по решению Художественно-экспертного совета.

Этап 4. Подбор палитры

4.1.24. На стадии выполнения подбора палитры автор осуществляет цветовую и тональную выкладку Произведения в материале, готовит колера путем экспериментальных проб для росписи в различных техниках и т.п.

4.1.25. Вознаграждение за стадию "Подбор палитры" определяется в размере 15% от суммы вознаграждения за стадию эскиз, картон и стадию рабочая модель.

Этап 5. Исполнение в материале

4.1.26. Стоимость создания живописных композиций в различных техниках приведена в таблице N 01-04 и рассчитывается в зависимости от площади Произведения.

Таблица 01-04 (ОЕРх 81-06-01-2001)

Шифр расценки

Композиция

Единица измерения

Стоимость в зависимости от техники исполнения, руб.

Флорентийская мозаика

Римская мозаика

Маркетри интарсия

Роспись

01-04-01

Орнамент, несложные фоны

1 м

28000

10500

10500

7000

01-04-02

Пейзаж, натюрморт архитектурные мотивы

1 м

56000

20500

21000

14000

01-04-03

Геральдика, анималистика, малофигурные композиции

1 м

63000

21000

25000

20000

01-04-04

Многофигурные композиции

1 м

70000

24500

28000

21000


4.1.27. При выполнении работ непосредственно на архитектурной поверхности на высоте свыше 3,5 м на сферических, криволинейных и рельефных поверхностях к соответствующим расценкам применяются коэффициенты, приведенные в таблице N 1 настоящей Методики.

4.1.28. Работы по созданию живописи могут производиться как внутри помещения (по стенам и потолкам), так и снаружи здания (по фасадам). При производстве работ на фасадах применяются коэффициенты на высотность и вид поверхности (таблица N 1 данной Методики) или обобщенные коэффициенты, учитывающие условия производства работ, приведенные в действующей Методике определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации.

4.1.29. При выполнении флорентийской и римской мозаики, витража, маркетри, интарсии и эмалей применяются значения таблицы N 2.

4.1.30. Обработка поверхности готового Произведения (полировка, лакировка и др.) оплачивается дополнительно в размере до 10% от стоимости его исполнения в материале.

4.1.31. При исполнении резьбы по дереву применяются значения таблицы N 01-04 по графе маркетри с повышающим коэффициентом =1,5.

4.1.32. При исполнении росписи на керамическом основании применяется повышающий коэффициент =2, при этом керамическое основание отдельно не оплачивается.

4.1.33. Стоимость создания декоративных решеток и стекла приведена в таблице N 01-05 и вычисляется в зависимости от площади Произведения.

Таблица 01-05 (ОЕРх 81-06-01-2001)

Шифр расценки

Характеристика работы

Единица измерения

Размер вознаграждения максимальный, руб.

01-05-01

Декоративные решетки

1 м

21000

01-05-02

Декоративное стекло

1 м

21000


4.1.34. При расчете стоимости декоративных решеток и стекла, для учета оригинальности художественного решения или использования дорогостоящих материалов, применяется повышающий коэффициент =1,6 к расценке по решению Художественно-экспертного совета.

4.1.35. Стоимость создания произведений с нанесением различных эмалей приведена в таблице N 01-06 и вычисляется в зависимости от площади Произведения.

Таблица 01-06 (ОЕРх 81-06-01-2001)

Шифр расценки

Характеристика работы

Единица измерения

Размер вознаграждения максимальный, руб./дм

01-06-01

Декоративные эмали

1 дм

42000

01-06-02

Декоративные эмали для оформления интерьеров и экстерьеров

1 дм

35000


4.1.36. Стоимость создания витражей оценивается по таблице N 01-07 и вычисляется в зависимости от площади Произведения.

Таблица 01-07 (ОЕРх 81-06-01-2001)

Шифр расценки

Витражи

Единица измерения

Размер вознаграждения максимальный, руб./м

01-07-01

Классический (свинцовая протяжка) с росписью силикатными красками, с последующим обжигом

1 м

28000

01-07-02

Из листового стекла (алюминиевая протяжка)

1 м

18200

01-07-03

"Тиффани", минивитраж, плафон

1 м

39200

01-07-04

Витраж литьевой в бетоне, пескоструйный (спекание, молирование, травление)

1 м

28000

01-07-05

Гравировка

1 м

42000

01-07-06

Уникальные авторские технологии

1 м

Принимается по оценке Художественно-экспертного совета


4.1.37. Повышающие коэффициенты на высотность и вид поверхности (таблица N 1 настоящей Методики) применяются к ценам, приведенным в таблицах N 01-06 и N 01-07.

4.1.38. Студийное стекло оценивается по расценке 01-07-02 с повышающим коэффициентом =1,5 по решению Художественно-экспертного совета.

4.1.39. Стоимость создания композиционного покрытия архитектурных поверхностей декоративного характера (исполнение в материале) с подбором палитры, материала, отделка с применением новых синтетических материалов (в том числе кожа, мультиколор и т.д.) оцениваются по таблице N 01-08.

Таблица 01-08 (ОЕРх 81-06-01-2001)

Шифр расценки

Характеристика работы

Единица измерения

Размер вознаграждения максимальный, руб./м

01-08-01

Композиционное покрытие

1 м

10500


4.1.40. Повышающие коэффициенты на высотность и вид поверхности (таблица N 1 настоящей Методики) применяются к ценам, приведенным в таблице N 01-08.

4.2. Произведения типа панно

4.2.1. Вознаграждение за создание Произведения типа панно (вставок), размером до 5 м включительно, может определяться в размере 400000 рублей и выше за Произведение в целом.

4.2.2. Поэтапная выплата вознаграждения автору (творческому коллективу) производится в следующих размерах:

- эскиз - 25%;

- картон, подбор палитры - 25%;

- исполнение в материале - 50%.

4.3. Объемно-пространственные композиции

4.3.1. К объемно-пространственным композициям относятся декоративные архитектурно-объемные композиции из различных элементов: для входов в здания, фонтанов и арок, декоративные композиции для фасадов и интерьеров зданий и сооружений, самостоятельные композиции, обусловленные градостроительной ситуацией; композиции для игровых площадок, парков, мостов и въездов и пр.

4.3.2. Стоимость создания объемных и объемно-пространственных композиций в материале приведена в таблицах N 01-09 и N 01-10.

Таблица 01-09 (ОЕРх 81-06-01-2001)

Шифр расценки

Характеристика работы

Единица измерения

Размер вознаграждения максимальный, руб./м

01-09-01

Объемно-пространственная композиция "дизайн-света"

1 м

70000



Таблица 01-10 (ОЕРх 81-06-01-2001)

Шифр расценки

Характеристика работы

Единица измерения

Размер вознаграждения максимальный, руб./м

01-10-01

Игровые площадки из оригинальных объемных элементов (из металла, бетона, дерева). Объемные знаки из различных твердых материалов. Объемные декоративно-архитектурные композиции для входов в здания и сооружения, украшение арок. Декоративные композиции фонтанов, вазонов, скамей и др. подобных элементов. Композиции для фасадов зданий, мостов, въездов и пр.

1 м развернутой площади

21000


4.3.3. При оригинальном решении и использовании дорогостоящих материалов, для расчета стоимости создания пространственной композиции в материале применяется повышающий коэффициент =3. Применение коэффициента подтверждается решением Художественно-экспертного совета.

4.3.4. Авторское руководство по изготовлению объемно-пространственных композиций в материале оплачивается заказчиком от 10 до 20% от стоимости композиции.

Авторский надзор - от 5 до 10% от стоимости композиции.

Порядок учета в сметной документации затрат на авторское руководство и авторский надзор определен п.3.4 настоящей Методики.

4.4. Скульптурные произведения


Техническая часть

4.4.1. Настоящим разделом Методики определяются размеры авторского вознаграждения за создание скульптурных произведений художниками-профессионалами, имеющими специальное художественное образование.

Основным критерием для определения размера авторского вознаграждения за создание скульптурного произведения являются художественное достоинство произведения и его общественная значимость. При этом учитывается оригинальность пластического решения, количество фигур, размер скульптуры.

4.4.2. Размер вознаграждения за авторское руководство и наблюдение за монтажом скульптурного произведения на месте установки определяется в размере 10% от вознаграждения за создание этого произведения в твердом материале.

4.4.3. При создании многофигурных скульптурных композиций, в которых при общем композиционном решении каждая фигура имеет самостоятельное значение, вознаграждение за каждую отдельную фигуру устанавливается как за отдельное произведение в размере до 100% гонорара, предусмотренного данной Методикой.

4.4.4. За объемные аксессуары, имеющие самостоятельное композиционное решение, дополнительное вознаграждение автору может быть определено по данной Методике за создание геральдических, орнаментальных и других видов композиций рельефа.

Если лицо (предприятие, организация), осуществляющее перевод Произведения в твердый материал, не обеспечило сохранность авторской модели, то выполнение работы по ее восстановлению производятся автором по специальному дополнительному соглашению с оплатой в пределах до 60%, но не менее 25% от авторского вознаграждения за её создание.

4.4.5. Оплата за скульптурное Произведение, признанное уникальным, производится по п.3.19 данной Методики.

4.4.6. Создание скульптурного произведения включает в себя следующие этапы:

- разработка форэскиза или художественной концепции;

- разработка эскизного проекта;

- создание рабочей модели в мягком материале в заданном масштабе;

- создание модели в мягком материале в величину произведения;

- создание произведения в твердом материале.

4.4.7. В отдельных случаях при создании монументальной и монументально-декоративной скульптуры, по договоренности с заказчиком, вместо форэскиза разрабатывается художественная концепция проектируемого произведения. Вознаграждение за её разработку устанавливается в размере 125000 рублей.

4.4.8. Поэтапная выплата вознаграждения автору (творческому коллективу).

4.4.8.1. Стадия модели в мягком материале:

- концепция, форэскиз - 25%;

- рабочая модель - 25%;

- мягкая модель в натуре - 45%;

- проработка по гипсу - 5%.

4.4.8.2. Исполнение в материале - 100-250% (см. таблицу N 01-16).

4.4.9. Увеличение и черновая прокладка в глине круглой скульптуры при высоте Произведения более 3 м (по наибольшему размеру), рельефов фигурного, геральдического и орнаментального при высоте свыше 2,6 м или площади свыше 8 м, бюста или головы свыше 1 м, учитываются коэффициентами представленными в таблице N 3.

Таблица N 3

N п.п.

Характеристика произведения

Поправочные коэффициенты для различных видов скульптуры

Круглая скульптура (при высоте)

Рельефы фигурный, геральдический или орнаментальный (при площади)

Бюст или голова (при высоте)

1

Высота более 3 м; >2,6 м; >1 м

2,5 (более 3 м)

1,8 (более 8 м)

2,0 (>1 м)



При выполнении геральдических, орнаментальных и других видов композиций применяются коэффициенты, представленные в таблице N 4.

Таблица N 4

N п.п.

Наименование

Единица измерения

Количество деталей в 1 дм

до 10

от 10 до 20

более 20

1

Геральдика, орнамент, контррельеф

1 дм

1,3

1,5

2,0



Этап N 1. Форэскиз

4.4.10. Форэскиз - первая стадия по созданию скульптурного Произведения, пластического и тематического предложения. Форэскиз выполняется в графическом или объемном решении.

4.4.11. Минимальное вознаграждение за разработку форэскиза устанавливается в размере:

А - 12500 рублей - фигура, бюст (за каждый вариант);

В - 20000 рублей - скульптурная композиция (за каждый вариант);

С - 7500 рублей - геральдический, орнаментальный рельеф, архитектурная композиция (за каждый вариант).

Этап N 2. Эскизный проект

4.4.12. Эскизным проектом монументальной и монументально-декоративной скульптуры предусматривается следующее:

- эскизная модель в заданном масштабе; фрагмент скульптурной композиции;

- архитектурное решение; планы; перспективы.

4.4.13. Величина вознаграждения за эскизный проект приведена в таблице N 01-11.

Таблица 01-11 (ОЕРх 81-06-01-2001)

Шифр расценки

Вознаграждение за эскизный проект памятника и другие виды произведения:

Единица измерения

Размер вознаграждения максимальный, руб.

Скульптурная часть произведения

Архитектурная часть произведения

Всего

01-11-01

Архитектурно-скульптурный ансамбль

1 проект

125000

150000

275000

01-11-02

Однофигурная композиция, бюст

1 проект

100000

100000

200000

01-11-03

Горельеф, барельеф, обелиск, стела

1 проект

75000

50000

125000

01-11-04

Миниатюрная скульптура

1 проект

50000

-

50000

01-11-05

Медали, плакетки

1 проект

50000

-

50000



Этап N 3. Рабочая модель

4.4.14. Величина вознаграждения за рабочую модель приведена в таблице N 01-12.

Таблица 01-12 (ОЕРх 81-06-01-2001)

Шифр расценки

Характеристика работы

Единица измерения

Размер вознаграждения максимальный, руб.

01-12-01

Круглая скульптура

1 фигура

75000

01-12-02

Рельефная композиция фигурная

1 фигура

30000

01-12-03

Рельефная композиция геральдическая, орнаментальная

1 композиция

15000


4.4.15. При увеличении Произведения с рабочей модели более чем в пять раз, необходимость выполнения промежуточной модели определяется по договоренности сторон, в пределах до 60% от стоимости изготовления модели в величину сооружения.

4.4.16. Работы по формовке и отливке в гипсе скульптурной части, архитектурных элементов, а также по изготовлению макетов оплачиваются дополнительно.

4.4.17. Особо сложные рабочие модели с включением многих техник, с применением новых технологий, для сложной архитектурной ситуации оцениваются с применением к расценкам коэффициента =1,5.

4.4.18. Величина вознаграждения за модель в величину сооружения приведена в таблице N 01-13 и 01-14.

Таблица 01-13 (ОЕРх 81-06-01-2001)

Шифр расценки

Круглая скульптура

Единица измерения

Размер вознаграждения максимальный, руб.

01-13-01

Фигура человека или животного размером от 0,25 до 1,75 метра

1 фигура

от 50000 до 325000

01-13-02

в натуральную величину

1 фигура

425000

01-13-03

в 1,25 натуральной величины

1 фигура

475000

01-13-04

в 1,5 натуральной величины

1 фигура

525000

01-13-05

в 1,75 натуральной величины

1 фигура

575000

01-13-06

в 2,0 натуральной величины

1 фигура

625000

01-13-07

в 3,0 натуральной величины и более

1 фигура

825000

01-13-08

Бюст или голова в натуральную величину

1 произведение

50000

01-13-09

в 1,25 натуральной величины

1 произведение

75000

01-13-10

в 1,5 натуральной величины

1 произведение

100000

01-13-11

в 1,75 натуральной величины

1 произведение

125000

01-13-12

в 2,0 натуральной величины

1 произведение

150000

01-13-13

в 3,0 натуральной величины

1 произведение

250000



Таблица 01-14 (ОЕРх 81-06-01-2001)

Шифр расценки

Барельеф

Единица измерения

Размер вознаграждения максимальный, руб.

01-14-01

Фигура человека или животного размером в натуральную величину

1 произведение

40000

01-14-02

в 1,25 натуральной величины

1 произведение

50000

01-14-03

в 1,5 натуральной величины

1 произведение

75000

01-14-04

в 1,75 натуральной величины

1 произведение

90000

01-14-05

в 2,0 натуральной величины

1 произведение

110000

01-14-06

Бюст или голова в натуральную величину

1 произведение

15000

01-14-07

в 1,25 натуральной величины

1 произведение

25000

01-14-08

в 1,5 натуральной величины

1 произведение

30000

01-14-09

в 1,75 натуральной величины

1 произведение

50000

01-14-10

в 2,0 натуральной величины

1 произведение

75000

01-14-11

Геральдическая, орнаментальная и другие виды композиций

1 м

20000

01-14-12

Рельеф-панно площадью до 4 м

1 произведение

85000

01-14-13

Скульптура архитектурно-декоративных форм до 2 м (по наибольшему измерению)

1 произведение

От 10000 до 37500

01-14-14

Комплекс скульптурных произведений для детских игровых площадок

1 комплекс

От 62500 до 150000


4.4.19. Вознаграждение за создание скульптурных композиций, включающих в себя цветовые, световые, динамические и прочие образно-выразительные элементы определяются по разовой оценке Художественно-экспертным советом.

4.4.20. Вознаграждение за создание горельефов определяется с повышающим коэффициентом =1,5 к расценке.

4.4.21. Вознаграждение за создание смешанных рельефов оплачивается как сумма за каждый вид рельефа, входящего в смешанный рельеф.

Миниатюрная скульптура

4.4.22. Размер авторского вознаграждения за создание модели скульптуры размером до 0,25 м определяется по таблице N 01-15.

Таблица 01-15 (ОЕРх 81-06-01-2001)

Шифр расценки

Модель

Единица измерения

Размер вознаграждения максимальный, руб.

01-15-01

Композиция портретная, однофигурная

1 произведение

50000

01-15-02

Бюст или голова

1 произведение

37500

01-15-03

Статуэтка

1 произведение

18000

01-15-04

Медали, плакетки

1 произведение

25000



Этап N 4. Создание скульптурных произведений в твердом материале

4.4.23. Авторское вознаграждение за создание Произведения в твердом материале устанавливается в процентах от авторского вознаграждения за созданную скульптуру в мягком материале (включает стоимость эскизного проекта, рабочей модели и модели в величину сооружения). Размер вознаграждения зависит от твердости и сложности обработки материала, используемого при создании Произведения. Величина авторского вознаграждения за создание произведения в твердом материале приведена в таблице N 01-16.

Таблица 01-16 (ОЕРх 81-06-01-2001)

Шифр расценки

Материал, в котором изготавливается Произведение

Величина авторского вознаграждения (сумма вознаграждения за модель
в натуральную величину, вознаграждения за модель в величину сооружения и эскизный проект), %

01-16-01

в граните, базальте и других, равных им по твердости и сложности обработки материалах

250

01-16-02

в мраморе, в литом металле (по выплавляемой восковой модели)

200

01-16-03

в листовой стали, листовой меди, в технике кузнечной ковки, литом стекле

180

01-16-04

в дереве, в известняке, листовом алюминии, в смешанных техниках и в сочетании с различными материалами

150

01-16-05

в керамике, бетоне, пластмассе, дутом и листовом стекле и других равных им по сложности обработки материалах

100


4.4.24. При авторской проработке произведения (шлифовка, полировка, гравировка, чеканка и др.) вознаграждение за эти работы устанавливается дополнительно в размере от 10% до 20% от вознаграждения за создание Произведения в твердом материале.

4.4.25. Авторское руководство за вспомогательными работами по соответствию скульптурного произведения утвержденному образцу, выполненному в твердом материале исполнителями, оплачивается дополнительно в процентном отношении от размера авторского вознаграждения за создание Произведения в мягком материале в следующих размерах:
А - в граните, базальте и других, равных им по твердости и сложности обработки, природных материалах, листовом и кованом металле - до 25%;


В - в мраморе, в литом металле, стекле - до 20%;

С - в известняке, дереве, пластмассе, керамике и бетоне (в т.ч. с наполнителями) - до 15%.

Этап N 5. Правила замера скульптурных произведений

4.4.26. Замер скульптуры производится по наибольшему размеру изображаемой фигуры, композиции.

4.4.27. Замер площади барельефов (горельефов) производится по габаритным очертаниям произведения, вписанным в единую простейшую геометрическую фигуру (квадрат, круг, треугольник и т.п.).

Барельефы (горельефы), расположенные на сложных кривых поверхностях (своды, арки, ниши), замеряются по развернутой площади этих поверхностей.

4.4.28. Замер площади аксессуаров производится по проекции на плоскость с одной стороны. Изображение вписывается в единую простейшую геометрическую фигуру.

Если каждая сторона аксессуара имеет самостоятельное объемное решение, допускается замер каждой стороны отдельно.

4.5. Произведения художественного проектирования


Техническая часть

4.5.1. Раздел Методики устанавливает минимальные размеры вознаграждения за создание проектов художественного решения среды с включением различных видов изобразительного, декоративно-прикладного искусства и уникального дизайна в органическом сочетании со сложившимся историческим, архитектурным и природным окружением.

Раздел "Произведения художественного проектирования" составлен с учетом ранее существовавших нормативных документов по оплате труда в области художественного проектирования.

4.5.2. Методика предназначена для профессиональных художников, практикующих как индивидуально, так и в составе творческих коллективов и применяется при оценке стоимости создания Произведения художественного проектирования, при заключении договоров с государственными предприятиями, коммерческими фирмами и частными лицами в качестве заказчиков.

4.5.3. Размер авторского вознаграждения (гонорара), в зависимости от вида художественного проектирования, в настоящей Методике определяется по таблицам NN 01-17, 01-18, 01-19. На предельные величины авторского гонорара влияют следующие факторы:

- степень оригинальности проекта в сравнении с аналогами;

- объем и сроки выполнения проекта.

4.5.4. Повышающий коэффициент, учитывающий вышеперечисленные условия, определяется =1,5 к расценке по решению Художественно-экспертного совета.

4.5.5. Методика предусматривает возможность заключения договора художественного проектирования, как на весь проект, так и на его отдельные этапы.

4.5.6. Договор на художественное проектирование включает следующие этапы:

А - подготовительные работы;

В - сценарии художественных произведений (мемориалов, выставок, музейной экспозиции, карнавалов, шествий и т.п.);

С - 1 этап эскизного проекта (определение художественной концепции);

D - 2 этап эскизного проекта (выполнение выбранного варианта в цвете и масштабе, проектирование отдельных объектов и элементов формирования среды, деталировка);

Е - авторское руководство, при создании объектов в натуре.

4.5.7. Методикой устанавливается вознаграждение за разработку проектов:

- городская, сельская и промышленная территория;

- интерьеры и фасады общественных, административных, промышленных зданий и сооружений;

- выставки, ярмарки, музеи;

- объекты массового искусства (фестивали, карнавалы, шествия, парады и т.п.).

4.5.8. В случае разработки тематического задания для проектирования автором (по письменной просьбе заказчика), вознаграждение определяется в размере до 10% от общей стоимости эскизного проекта.

4.5.9. В дополнение к полному составу проекта может быть выполнен экспозиционный макет. Оплата за выполнение экспозиционного макета производится по "Рекомендациям по определению стоимости изготовления демонстрационных материалов (макеты, планшеты, буклеты и пр.)" (МРР-3.2.40-04*. 2004 г. Москомархитектура).
________________
* Документ временно не приводится. За дополнительной информацией обратитесь по ссылке, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

4.5.10. В случае, когда по желанию заказчика проекты выполняются в электронной версии (на компьютере), к стоимости 1 этапа применяется коэффициент =1,25.

Подготовительные работы

4.5.11. Выполнение подготовительных работ начинается после получения письма-заказа и заключения договора.

4.5.12. Подготовительные работы по художественному проектированию предусматривают:

- ознакомление с заданием;

- изучение особенностей проектируемого объекта;

- получение необходимой документации, фотоработы, обмеры.

4.5.13. Авторское вознаграждение за выполнение подготовительных работ определяется в размере не менее 5000 рублей. Командировочные расходы, необходимые для получения документации и обмеров и оплачиваются по факту.

4.5.14. Срок выполнения подготовительных работ при проектировании средовых и выставочных комплексов устанавливается по соглашению автора (соавторов) с заказчиком и четко оговаривается в календарном плане договора, подписанном обеими сторонами.

4.5.15. Обмерные работы и фотографирование входят в состав подготовительных работ и отдельно не оплачиваются.

Художественное проектирование интерьеров и экстерьеров

4.5.16. Данный раздел Методики определяет величины авторского вознаграждения за художественное проектирование интерьеров и экстерьеров (фасадов) общественных, административных, производственных, жилых и других объектов.

Эскизный проект осуществляется в соответствии с тематическим и техническим заданием. Тематическое, техническое задание устанавливает основные задачи проектирования, особые условия и требования, определяет этапы работы, ее стоимость и сроки.

Эскизный проект осуществляется в соответствии с техническим заданием, которое разрабатывается заказчиком и согласовывается с исполнителем. В случае разработки технического задания исполнителем, эта работа оплачивается заказчиком в размере до 10% от стоимости эскизного проекта.

4.5.17. Цель эскизного проекта интерьера и экстерьера - создание комфортных (оптимальных) условий эксплуатации зданий и помещений. Эскизный проект интерьера и экстерьера предусматривает следующие работы по:

- разработке фасада;

- разработке цветового и пространственного решения;

- расстановке оборудования и мебели;

- разработке системы освещения;

- разработке общих принципов визуальной коммуникации;

- нейтрализации или использованию архитектурных особенностей объекта для его эстетической организации.

4.5.18. Эскизный проект интерьера и фасада имеет следующие этапы:

А - 1 этап - концептуальное образное решение, которое дает ясное представление о принципах объемно-пространственной и цветовой организации здания. В этот этап входят следующие работы:

- сбор и анализ исходных данных;

- изучение особенностей объекта проектирования;

- разработка объемно-пространственных и цветографических вариантов решения;

- выбор основного варианта.

В - 2 этап - эскизный проект, который включает следующие работы:

- выполнение выбранного варианта в цвете и масштабе (план, перспектива или развертка стен);

- разработка размещения готовой мебели, оборудования, осветительных приборов в интерьере;

- разработка таблиц колеров с выкрасками образцов цвета и рекомендациями по отделочным материалам;

- составление пояснительной записки.

4.5.19. Проектируемые интерьеры и фасады подразделяются на следующие группы:

4.5.19.1. Общественные: интерьеры и фасады ресторанов, кафе, буфетов, спортивных и лечебно-оздоровительных учреждений, рекреационных залов, зрелищных сооружений (вестибюли, холлы, залы совещаний, демонстрационные залы и. т.д.).

4.5.19.2. Административные интерьеры: кабинеты руководителей, приемные, залы переговоров.

4.5.19.3. Интерьеры и экстерьеры (фасады) жилых домов, коттеджей, квартир и т.п.

4.5.19.4. Интерьеры и фасады: цеха предприятий, конструкторские и учебные залы, лаборатории, вычислительные центры, больницы, поликлиники и т.п.

4.5.19.5. Производственно-бытовые интерьеры: гардеробные, душевые, умывальные, уборные; комнаты реабилитации, приема пищи, курения и т.п.

4.5.19.6. Вспомогательные интерьеры: коридоры, лестничные клетки, венткамеры, кубовые, подсобно-хозяйственные и т.п.

4.5.20. Авторское руководство по реализации эскизного проекта интерьера и экстерьера в натуре оплачивается заказчиком в размере до 20% от стоимости договора на дизайн-проект. Порядок учета в сметной документации затрат на авторское руководство определен пунктом 3.4. настоящей Методики.

Изготовление концептуального макета интерьера производится по "Рекомендациям по определению стоимости изготовления демонстрационных материалов (макеты, планшеты, буклеты и пр.)" (МРР-3.2.40-04. 2004 г. Москомархитектура).

4.5.21. Составление пояснительной записки к проекту оплачивается дополнительно в размере до 5% от стоимости договора на дизайн-проект, определенной по таблице N 01-17.

4.5.22. Стоимость разработки эскизного проекта различных интерьеров представлена в таблице N 01-17.

Таблица 01-17 (ОЕРх 81-06-01-2001)

Шифр расценки

Наименование

Стоимость, руб./м

Всего 100%

1 этап 55%

2 этап 45%

01-17-01

Общественные интерьеры и фасады

Эта статья помогла вам?

Сервис поддержки клиентов работает на платформе UserEcho