МДС 12-10.2001 Типовые нормы периодичности, трудоемкости и продолжительности технического обслуживания и ремонта грузоподъемных кранов
Типовые нормы разработаны специалистами ЦНИИОМТП (Колосков В.Н., Гутаров Ю.А., Корытов Ю.А.) и предназначены для организаций, эксплуатирующих грузоподъемные краны и выполняющих их техническое обслуживание и ремонт.
 Нормы могут быть полезны также для конструкторских и проектных организаций при решении вопросов технического обслуживания и ремонта грузоподъемных кранов.
  
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
 
 1.1. Для обеспечения безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (далее - кранов) организации разрабатывают и внедряют с учетом ГОСТ Р ИСО 9001-96 и ГОСТ Р ИСО 9002-96 системы управления качеством эксплуатации кранов.
 Основой систем управления качеством являются стандарты предприятия, в которых регламентируется порядок выполнения в данной организации требований, изложенных в Правилах устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ10-14-92) Госгортехнадзора России (надзора, технического обслуживания и ремонта, обучения и проверки знаний работников, обеспечения документацией и т.п.).
 Безопасная эксплуатация башенных кранов в стесненных условиях городской застройки обеспечивается путем монтажа на них систем ограничения зон работы (СОЗР), внедряемых ЦНИИОМТП.
 1.2. Техническое обслуживание и ремонт кранов выполняются на основе диагностики технического состояния их агрегатов, узлов, систем, масел, рабочих жидкостей и т.п. Мероприятия по техническому обслуживанию и ремонту кранов разрабатываются и осуществляются с учетом эксплуатационной и ремонтной документации заводов-изготовителей, требований к техническому состоянию машин и правил безопасной эксплуатации, установленных Госгортехнадзором, Госавтоинспекцией и государственными нормативными документами.
 Эксплуатация рельсовых крановых путей осуществляется с учетом требований ГОСТ Р 51248-99.
 1.3. Проводятся следующие виды технического обслуживания:
 а) ежесменное техническое обслуживание (ЕО), выполняемое перед началом или после использования крана в течение смены;
 б) техническое обслуживание (ТО), выполняемое через плановые периоды наработки;
 в) сезонное обслуживание (СО), выполняемое два раза в год при подготовке крана к использованию в летний или зимний периоды.
 Некоторым видам ТО конкретных кранов может присваиваться в зависимости от периодичности выполнения и состава работ порядковый номер: ТО-1, ТО-2, ТО-3.
 1.4. Выполняются плановые ремонты:
 текущий (Т) и капитальный (К).
 Текущий ремонт обеспечивает ресурс крана до очередного ремонта.
 Капитальный ремонт обеспечивает полный или близкий к полному ресурс крана путем восстановления и замены сборочных единиц (узлов) и деталей, включая базовые.
 Краны, потерявшие работоспособность в результате отказа, а также по результатам обследования подвергаются неплановому ремонту.
 1.5. Техническое диагностирование входит в состав технического обслуживания (ТО) и ремонта и обеспечивает их проведение по фактическому состоянию кранов.
 В результате диагностирования прогнозируется техническое состояние крана и его остаточный ресурс, принимается решение о его дальнейшей эксплуатации, определяется потребность в техническом обслуживании и ремонте.
 1.6. Настоящие типовые нормы содержат сводные данные из эксплуатационной и ремонтной документации о видах технического обслуживания и ремонта, периодичности их проведения для каждого вида и типа кранов.
 Типовые нормы трудоемкости и продолжительности выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту разработаны на основе указаний по составу работ, содержащихся в эксплуатационной и ремонтной документации, а также фактических затрат труда и времени на эти работы в организациях (предприятиях).
 1.7. Периодичность проведения технического обслуживания и ремонтов должна осуществляться в первую очередь с учетом сведений, изложенных в инструкции по эксплуатации и паспорте крана. Периодичность технических обслуживаний и ремонтов установлена в часах наработки кранов.
 Наработка кранов определяется по показаниям приборов-счетчиков. Наработка кранов, не имеющих счетчиков, определяется по данным учета сменного времени, скорректированного с помощью коэффициента внутрисменного использования.
 1.8. Типовые нормы трудоемкости включают средние суммарные затраты труда в человеко-часах на выполнение всех операций, определяемые конструкцией крана и его техническим состоянием.
 1.9. Продолжительность технического обслуживания и ремонта установлена в часах - это затраты времени на выполнение всех операций, определяемые конструкцией и техническим состоянием крана, рациональным составом рабочих бригад и оснащенностью их технологическим оборудованием, приборами и инструментом.
  
2. ПЛАНИРОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА КРАНОВ
 
 2.1. Организации (предприятия) - владельцы кранов разрабатывают годовой план и месячные планы-графики технического обслуживания и ремонта кранов.
 Рекомендуемые формы плана и плана-графика приведены в табл. 1, 2.
  
Таблица 1
ПЛАН
 технического обслуживания и ремонта кранов на 200__ г.
| Наименование организации | |||||
| Наименование и  | Заводской  | Количество ТО и   ремонтов       | |||
| К | Т | ТО | СО | ||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 
  
Таблица 2
  
ПЛАН-ГРАФИК
 технического обслуживания и ремонта кранов на ___ месяц 200__ г.
| Наименование организации | ||||||||
| Наименование и | Заводской | Числа месяца и виды ТО и ремонта | ||||||
| 1 | 2 | 3 | 4 ... | 29 | 30 | 31 | ||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 ... | 31 | 32 | 33 | 
  
 Годовой план технического обслуживания и ремонта является основанием для расчета потребности в материальных и трудовых ресурсах, в производственных площадях ремонтных мастерских и профилакториев, в технологическом оборудовании, приборах и инструменте.
 2.2. Годовым планом определяется число технических обслуживаний и ремонтов по каждому крану.
 Исходными данными для планирования являются: фактическая наработка на начало планируемого года со времени проведения последнего технического обслуживания или ремонта, или с начала эксплуатации и планируемая наработка на год, показатели периодичности и трудоемкости выполнения работ.
 2.3. Месячным планом-графиком устанавливаются дата технического обслуживания или ремонта и продолжительность простоя крана.
 2.4. Допускается по результатам технического освидетельствования и диагностики перенос срока до трех лет выполнения капитального ремонта крана с истекшим сроком службы.
 После истечения этого срока допускается по результатам технического освидетельствования и диагностики дополнительный перенос срока выполнения капитального ремонта крана, но не более чем на год.
  
3. ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА КРАНОВ
 
 3.1. Техническое обслуживание и ремонт кранов выполняются организациями (предприятиями) - владельцами, специализированными ремонтными предприятиями, предприятиями сервисного обслуживания заводов-изготовителей, имеющими соответствующие лицензии органов Госгортехнадзора.
 3.2. Организация (предприятие) - владелец крана, выполняющая техническое обслуживание и ремонт, регламентирует в стандартах предприятия (согласно системе управления качеством эксплуатации кранов) порядок выполнения работ: технологической подготовки и планирования производства, материально-технического снабжения, метрологического, информационного и правового обеспечения, подготовки и обучения кадров и т.п.
 3.3. Ежесменное техническое обслуживание проводится, как правило, рабочими-операторами (машинистами) кранов.
 Периодическое техническое обслуживание и текущий ремонт кранов выполняются в организации (предприятии) - владельце крана централизованно, специализированными службами.
 3.4. Слесарные и прочие работы по техническому обслуживанию и текущему ремонту выполняются во взаимосвязи с диагностическими работами.
 Работы выполняют в следующей последовательности: моечно-очистные работы, диагностические операции для определения технического состояния крана, далее - необходимые работы по техническому обслуживанию и текущему ремонту, затем - диагностические операции для оценки качества выполненных работ и определения остаточного ресурса крана.
  
4. Учет и контроль технического обслуживания
 и ремонта кранов
 
 4.1. Организации (предприятия) - владельцы кранов, ведут учет их наработки в объеме, определяемом эксплуатационной документацией.
 4.2. По результатам диагностирования заполняется диагностическая карта, в которой регистрируются сведения: объект диагностирования и диагностические параметры, значения номинального, допустимого, при замере и после регулировки (ремонта) параметров, заключение о техническом состоянии и необходимом виде воздействия.
 Карта подписывается инженерно-техническим работником, выполнившим диагностические работы.
 Рекомендуемая форма карты приведена в табл. 3.
  
Таблица 3
Диагностическая карта крана
  
Марка крана __________________________ Номер крана _______________
 Год изготовления __________ Вид последнего ремонта _______________
 _______________________________________ Дата _____________________
 Дата последнего технического освидетельствования _________________
   
| Объект ди- | Единица  | Значения параметров | Заключение о | |||
| номи-   | допус-  | при   | после   | |||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 
  
 4.3. Выполненные технические обслуживания и ремонты регистрируют в журналах учета технических обслуживаний и ремонтов.
 Рекомендуемые формы журналов приведены в табл. 4, 5.
  
Таблица 4
ЖУРНАЛ
 учета технического обслуживания и ремонтов грузоподъемных кранов
 за ________________ месяц 200__ г.
| Дата   | Наиме-   | Завод- | Фактическая  | Вид     | Фактичес- | Фактичес- | 
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 
  
Таблица 5
ЖУРНАЛ
 неплановых ремонтов грузоподъемных кранов
 за ________________ 200__ г.
| Дата   | Наимено- | Завод- | Фактическая | Наименова- | Режим   | Причина    | Факти-  | Факти-  | 
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 
  
 4.4. Порядок ведения учета и контроля технических обслуживаний и ремонтов устанавливается в стандарте предприятия системы управления качеством эксплуатации кранов.
  
ТИПОВЫЕ НОРМЫ
 ПЕРИОДИЧНОСТИ, ТРУДОЕМКОСТИ И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ
 ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ КРАНОВ
| Вид кранов | Вид техни-   | Периодич-    | Трудоемкость выполнения одного  | Продол- | |||
| Всего | В том числе по видам работ | ||||||
| диагнос- | слесарные | прочие | |||||
| КРАНЫ БАШЕННЫЕ  | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| То же, с грузо- | ТО-1           | 200            | 13    | 0,9      | 12,1      | -       | 6       | 
| То же, с грузо- | ТО-1           | 200            | 14    | 1          | 13          | -       | 7       | 
| То же, с грузо- | ТО-1           | 200            | 16    | 1,1      | 14,9      | -       | 8       | 
| То же, с грузо- | ТО-1           | 200            | 19    | 1,2      | 17,8      | -       | 9       | 
| То же, с грузо- | ТО-1           | 200            | 21    | 1,3      | 19,7      | -       | 10,0    | 
| То же, с грузо- | ТО-1           | 200            | 27    | 1,4      | 25,6      | -       | 13      | 
| То же, с гру-   | ТО-1           | 200            | 31    | 1,5      | 29,5      | -       | 15      | 
| То же, с грузо- | ТО-1           | 200            | 35    | 1,6      | 33,4      | -       | 17      | 
| КРАНЫ СТРЕЛОВЫЕ | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| То же, грузо-   | ТО-1           | 50             | 8     | 0,6      | 7,4       | -       | 4       | 
| То же, грузо-   | ТО-1           | 50             | 9     | 0,7      | 8,3       | -       | 4       | 
| То же, грузо-   | ТО-1           | 100            | 10    | 0,8      | 9,2       | -       | 5       | 
| То же, грузо-   | ТО-1           | 100            | 11    | 0,9      | 10,1      | -       | 5       | 
| КРАНЫ СТРЕЛОВЫЕ | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| То же, грузо-   | ТО-1           | 50             | 7     | 0,8      | 6,2       | -       | 3       | 
| То же, грузо-   | ТО-1           | 50             | 8     | 0,9      | 7,1       | -       | 4       | 
| То же, грузо-   | ТО-1           | 100            | 9     | 1,0      | 8           | -       | 4       | 
| То же, грузо-   | ТО-1           | 100            | 10    | 1,1      | 8,9       | -       | 5       | 
| То же, грузо-   | ТО-1           | 250            | 12    | 1,3      | 10,7      | -       | 6       | 
| То же, грузо-   | ТО-1           | 250            | 14    | 1,4      | 12,6      | -       | 7       | 
| КРАНЫ СТРЕЛОВЫЕ | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| То же, грузо-   | ТО-1           | 50             | 7     | 0,9      | 6,1       | -       | 3       | 
| То же, грузо-   | ТО-1           | 50             | 8     | 1,0      | 7           | -       | 4       | 
| КРАНЫ-            | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| То же, с гру-   | ТО             | 50             | 6     | 1,5      | 4,5       | -       | 3       | 
| То же, с гру-   | ТО             | 50             | 7     | 1,7      | 5,3       | -       | 4       | 
| КРАНЫ             | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| То же, грузо-   | ТО             | 250            | 27    | 3,2      | 23,8      | -       | 12      | 
| То же, грузо-   | ТО             | 250            | 30    | 3,5      | 26,5      | -       | 15      | 
| КРАНЫ КОЗЛОВЫЕ  | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| То же, грузо-   | ТО             | 500            | 12    | 2          | 10          | -       | 5       | 
| То же, грузо-   | ТО             | 500            | 16    | 2,5      | 13,5      | -       | 8       | 
| То же, грузо-   | ТО             | 500            | 18    | 3          | 15          | -       | 9       | 
| Краны козловые, | ТО             | 500            | 6     | 1          | 5           | -       | 3       | 
| То же, грузо-   | ТО             | 500            | 10    | 2          | 8           | -       | 4       | 
| То же, грузо-   | ТО             | 500            | 12    | 2,5      | 9,5       | -       | 5       | 
| То же, грузо-   | ТО             | 500            | 14    | 3          | 11          | -       | 6       | 
| То же, грузо-   | ТО             | 500            | 16    | 3,5      | 12,5      | -       | 7       | 
| КРАНЫ МОСТОВЫЕ  | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| То же, грузо-   | ТО             | 500            | 9     | 2          | 7           | -       | 5       | 
| То же, грузо-   | ТО             | 500            | 10    | 2,3      | 7,7       | -       | 6       | 
| То же, грузо-   | ТО             | 500            | 11    | 2,4      | 8,6       | -       | 6       | 
| То же, грузо-   | ТО             | 500            | 12    | 2,5      | 9,5       | -       | 6       | 
| То же, грузо-   | ТО             | 1000           | 13    | 2,6      | 10,4      | -       | 7       | 
| То же, грузо-   | ТО             | 1000           | 14    | 2,7      | 11,3      | -       | 7       | 
| Краны мостовые, | ТО             | 500            | 10    | 2          | 8           | -       | 5       | 
| То же, грузо-   | ТО             | 500            | 11    | 2,3      | 9,7       | -       | 6       | 
| КРАНЫ             | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| То же, грузо-   | ТО             | 500            | 3     | 0,8      | 2,2       | -       | 1,5     | 
| ПОДЪЕМНИКИ        | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| То же, 500 кг | ТО             | 100            | 0,9   | 0,4      | 0,5       | -       | 0,9     | 
| То же, 800 кг | ТО             | 100            | 1,0   | 0,5      | 0,5       | -       | 1       | 
| ТАЛИ              | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| ЛЕБЕДКИ           | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| То же, с тяго-  | ТО             | 250            | 2,5   | -          | 2,5       | -       | 1,2     | 
| То же, с тяго-  | ТО             | 250            | 3,0   | -          | 3,0       | -       | 1,5     | 
| СЪЕМНЫЕ           | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| То же, грузо-   | ТО             | 250            | 2     | 2          | -           | -       | 1       | 
| КРАНОВЫЙ          | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| То же,   в        | ТО             | 1000           | 4     | 1          | 1           | 2       | 2       | 
  
Сервис поддержки клиентов работает на платформе UserEcho
 
	
 
                    